Нормативные документы
- Стратегия повышения финансовой грамотности Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017-№2039-р
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 14.09.2021-№03-1510
- Распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р
- План мероприятий по ФГ в ГБОУ СОШ № 12
- Приказ об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2024-2025 учебном году
Цели и задачи по оценке функциональной грамотности должны быть направлены на выявление способности обучающихся применять полученные в школе знания и умения для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Полезные ссылки
- Электронный банк заданий по ФГ : https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
- Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
- Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
- Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
- Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
- Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
- Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
- Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотности
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
- Памятка для родителей «Что такое функциональная грамотность?»
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
Естественно-научная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
Финансовая грамотность | Cовокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни |
Креативное мышление | Cпособность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
Глобальные компетенции | Cочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Международное исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – международное сопоставительное исследование качества и тенденций в математическом и естественно-научном образовании. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). Национальным центром проведения исследования TIMSS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
В рамках исследования TIMSS оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4 классов по математике и естественно-научным предметам.
Циклы исследования TIMSS:
1995, 1999, 2003, 2007, 2011, 2015, 2019, 2023.
Краткая информационная справка об исследовании TIMSS
Демонстрационный вариант компьютерного теста для 4 класса
PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста)
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это международное сопоставительное исследование читательской грамотности. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). Национальным координатором реализации исследования PIRLS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
Краткая информационная справка об исследовании PIRLS-2021
Циклы исследования PIRLS: 2001, 2006, 2011, 2016, 2021
Демонстрационные варианты компьютерных тестов на основе интерактивных текстов по модели e-PIRLS 2021
Методические рекомендации по оценке читательской грамотности выпускников начальной школы
Сборник информационных и методических материалов для педагогов
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс.Учебник
Итоги 2022-2023 учебного года
- 2 марта 2023 года команда ГБОУ СОШ №12 заняла 4 место (среди 10-11 классов) и 3 место (среди 8-9 классов) на Математической регате
- 28 марта 2023 года в нашей школе состоялся семинар «Развитие креативного мышления на уроках иностранного языка». С программой семинара можно ознакомиться по этой ссылке.
- 12 мая 2023 года прошел конкурс «Найти мой дом», где команда нашей школы заняла 2 место
- Учитель нашей школы Л.С. Алейникова стала призером (2 место) в номинации «Методическая разработка внеурочного занятия» в районном конкурсе для педагогов «Детям о финансовой грамотности». С методической разработкой можно ознакомиться по этой ссылке.
- Обучающиеся нашей школы поучаствовали в онлайн-марафоне Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности и предпринимательству, который прошел в мае 2023 года. В рамках марафона прошли следующие мероприятия:
Знакомство учащихся с понятием «Финансово грамотное поведение» и его компонентами, формирование ценностей ФинЗОЖ в пределах познавательных возможностей целевой группы и ее потребностей в финансовой социализации. 1-4 классы
«Что значит быть финансово грамотным» 5-7 классы
Знакомство учащихся с Министерством финансов Российской Федерации, а также с понятием «финансово грамотное поведение» и его компонентами, формирование ценностей ФинЗОЖ в пределах познавательных возможностей целевой группы и ее потребностей в финансовой социализации.
Простые шаги к финансовому благополучию» 8-11 классы
Привлечение внимания учащихся к теме финансовой грамотности и разъяснение им связи между финансовым благополучием гражданина и финансовой устойчивостью государства, с одной стороны, и финансовой грамотностью населения, с другой.
С материалами уроков можно ознакомиться по этой ссылке